Home

Advertisement

Previous Entry | Next Entry

Браное ткачество.

  • Aug. 30th, 2009 at 11:24 AM
К колодцу
А есть ли счастливые обладательницы ткацкого станка, которые не умеют ткать браное ткачество, но очень хотят этому научиться?
Браное ткачество - одна из распространенных техник узорного ткачества, конечно трудоемкая, но мы не ищем легких путей.
Я начала ткать бранину на женскую рубашку и на ее примере покажу как это делается.
Вот такой результат мы получим:


А сейчас сам процес. Для браного ткачества нам нужно два челнока, один с ниткой фоновой (белая), второй с узорной ниткой (красная в моем случае). Узорная нитка должна быть толще фоновой, чтобы узор застилал фон, а не лежал отдельными стежками., у меня она толще в 2 раза.
Основной инструмент для любого набора - бральница, дощечка шириной см 4 с заостренным носиком. Дополнительно к ней нужна доска, шириной см 7-9, лучше, если у нее тоже будет заостренный нос. Все доски должны быть очень тщательно отшкурены и можно их навощить, а можно в процессе работы засалить руками
Еще нужны куча прутиков-палочек. У меня и тонкие отшкуренные палочки и обычный ивовый прут. Чем шире рисунок. тем больше прутиков понадобится.
Ну и, конечно, самый главный инструмент - ткацкий станок.


Браное ткачество характерно тем, что саму ткань создает один уток - фоновый. Узорный же пронизывает ткань и ложится то на неё, то под ней, но в формировании самой ткани никакого участия не принимает. Поэтому надо быть внимательной к ходу фонового утка (так как увлекшись набором, можно забыть на какую подножку нажимать. Проще всего запомнить так: в какую руку берем фоновый челнок, такую подножку и нажимаем (правая рука - правая нога, и наоборот и так в течении всего тканья).

Каждая клеточка рисунка соответствует двум ниткам основы и двум прокидкам узорного утка!!!

Итак начинаем. Красная полоска у меня уже набрана и рисунок буду набирать уже над ней. Ставим на правую подножку ногу, прокидывавем справа налево фоновый уток, прибиваем и начинаем набирать бральницей рисунок. БОльшинство рисунков начианаются 3-3, то есть три клеточки рисунка красные, три белые. Набираем их так 6 нитей основы под носик бральницы, 6 нитей основы на носик и так далее:



набрав весь ряд, проверяем правильность. Неправильный участок глаз видит - в этом месте сбивается четкий рисунок набора, красота ряда теряется. Ошибку лучше исправить, особенно на первом ряду, иначе дальше пойдет искажение рисунка.
Бральницу поворачиваем на ребро и отодвигаем к берду. У нас получается узорный зев. Если посмотреть на станок сбоку, то видно, что за бердом тоже открылся этот узорный зев. Он должен продолжаться и за нитченками, но у меня плотная ткань и нитченки кудрявые - подняться узорному зеву за нитченками приходится помогать рукой.



Ввожу левую руку в узорный зев между бердом и нитченками и чуть приподнимаю верхние нити, а правой рукой в открывающийся зев за нитченками вставляю доску. Тут очень хорошо было б, чтоб у нее был острый носик, чтоб она чутко колола нити на верхние и нижние. Я уж пользуюсь тем, что у меня есть, обычной доской.



Узорный зев переведен на доску. Теперь и доску ставим на ребро и вводим в зев рябом с ней прутик. Это обязательная часть программы - заложить в каждый ход по прутику не надо забывать. Теперь в основу заложено все, что требуется и мы с легкой душой прокладываем узорный уток. Убираем бральницу и прибиваем узорную нить набилками.


Вспоминаем на какую подножку поставить ногу для фонового утка. И прокидываем в обычный зев фоновый уток, прибиваем его.

Вот что у нас получилось:


Теперь нам надо повторить прокидку красной нитки. И здесь уже ничего набирать не надо, мы воспользуемся доской, которая уложена за нитченками. ПОднимаем ее на ребро и видим, что открылся узорный зев и перед бердом. Не зря были наши предыдущие хлопоты. В открывшийся узорный зев прокидываем узорный уток, доску опускае, уток прибиваем, нажимаем на нужную подножку и прокидываем фоновый уток.


вот что у нас получилось:


Это только первый ход соткан, делаем второй. Все так же: набираем бральницей рисунок, ставим бральницу на ребро, поднимаем узорный зев за нитченками, вытаскиваем доску из первого зева (а прутик оставляем на месте) и вводим доску в новый зев, вводим туда еще и новый прутик. Прокидывае узорный уток, вынимаем бральницу, прокидываем фоновую нитку, поднимаем доску и прокидываем второй ход узорного утка, прокидываем фоновый уток. Каждый ход нитки прибиваем.


Набираем и ткем дальше:



А за доской скапливаются прутики, и на каждом из них память о своем узорном ходе.

Есть ли внимательный взгляд, который обнаружит здесь ошибку набора?



Рисунок все приростает.





а за нитченками копятся палочки:



И вот, рисунок соткан, тку фоновым утком простое полотно. :


И начинаем пожинать плоды своих трудов, долгого набора.
ПОднимаем доску на ребро и ткем первый ход. Следующие хода ткутся так: доска вынимается из предыдущего хода, приподнимается прутик, ближайший к доске и доска вводится под него, в узорный зев, который хранит этот прутик, прутик вынимается, ход ткется, поднимая два раза доску для узорного утка. И так ткем каждый ход, вынимая постепенно прутики. Не надо вынимать только последний прутик - он нам еще не раз пригодится, по нему можно начинать новый узор, так как набор 3-3 универсален.



Comments

( 42 comments — Leave a comment )
[info]wredina_84 wrote:
Aug. 30th, 2009 07:52 am (UTC)
ой, я всегда с таким интересом читаю Ваши посты про ткачество! Я пока еще в процессе хотения станка, но обязательно со временем приобрету его и научусь :). Вот только заправление основы кажется мне таааким сложным делом...
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 07:57 am (UTC)
мои редкие посты...
заправление основы - не сложное дело, долгое - согласна. Но не такое уж и сложное, глаза боятся, а руки делают. КОгда есть станок и есть подробная инструкция, то пошагово можно спокойно заправить станок.
А может я своими постами подтолкну вас к скорейшему нахождению для себя станка.
У меня еще перочка постов запланирована по техникам ткачества. ТОлько я их долго делаю :((
[info]dauzh wrote:
Aug. 30th, 2009 08:00 am (UTC)
Такие есть!
Читаю Ваши сообщения с большой благодарностью!
Надеюсь получится все реализовать через какое-то время.

А челнок кто Вам делал?
А здесь какие нитки в основе?
А можно фотографию со сторону передний пришвы и притужальника?

Спасибо)

Настя
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 08:18 am (UTC)
так, еще раз, какую вам фотографию сделать? весь станок со стороны пришвы?
Челноки какие делал отец, какие муж.
В основе нитки ЛЛ, они не рвутся и хорошо ложатся, уток хлопок, иногда лен и шерсть
[info]dauzh wrote:
Aug. 30th, 2009 08:22 am (UTC)
Да, можно просто сверху ее сфотографировать, чтобы все детали передней части разглядеть. У нас просто пока одна палка впереди стана, вот думаю, что к ней еще надо крепить, делать, чтобы было достаточно.
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 08:24 am (UTC)
у меня станок слегка усовершенствованный,отличается от обычных деревенских и стоит в углу комнаты (сложно с нужного ракурса сфоткать, но сейчас попробую)
[info]dauzh wrote:
Aug. 30th, 2009 08:26 am (UTC)
И нам совершенствования не чужды)))))
Спасибо, Вам)
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 08:29 am (UTC)
поставила заряжать фотоаппарат, сейчас не получится сфоткать. Может завтра получится, я выложу фотто и напишу вам об этом
[info]dauzh wrote:
Aug. 30th, 2009 08:30 am (UTC)
Конечно)
[info]aromanta wrote:
Aug. 30th, 2009 03:09 pm (UTC)
как же красиво!
я думала, что это вышивка, а это оказывается тканый узор!
а ты в ру_ткани не поставишь эту красотищщу? :)
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 03:37 pm (UTC)
прям весь урок выставить? можно, если нужно
[info]aromanta wrote:
Aug. 30th, 2009 04:15 pm (UTC)
конечно!
на самом деле, как тебе удобнее, можешь поставить картинки, а потом ссылку на себя
но там вообще много уже уроков было, а вот по русскому ткачеству мало материалов, так что лично я - только обрадуюсь:)
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 04:24 pm (UTC)
мне, конечно, проще просто скопировать и выставить. А кому надо посмотрят и мой журнал без всяких ссылок.
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 05:45 pm (UTC)
Лиза, спасибо, что поставила теги в сообществе, у меня это постоянно вызывает трудности
[info]aromanta wrote:
Aug. 30th, 2009 05:52 pm (UTC)
:))) да не за что, уже автоматом ставлю
а там трудно в смысле неудобно?
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 05:58 pm (UTC)
нет, либо я забываю, либо, когда хочу вставить, то получается только один тег вставить
[info]aromanta wrote:
Aug. 30th, 2009 06:03 pm (UTC)
там теги вставляются только те, что уже есть
если ты новые хочешь - то они не ставятся - это нужно мне сказать и я добавлю - возможно поэтому
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 06:08 pm (UTC)
нет, я хочу именно старые, но два или три. Вставляю первый, потом выбираю второй, нажимаю и на него тоже и первый исчезает, а на его место встает второй, и так без конца ;((
[info]aromanta wrote:
Aug. 30th, 2009 06:43 pm (UTC)
ааа, там надо то ли контрл, то ли шифт зажимать и выделять несколько
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 06:45 pm (UTC)
от блин, такие вещи никто и нигде и не прочтешь, а самой мне додуматься видимо слабо
[info]aromanta wrote:
Aug. 30th, 2009 06:48 pm (UTC)
:) да и я сама недавно это поняла, так вручную прописывала, если было больше одной:)
[info]karinka_irinka wrote:
Aug. 30th, 2009 04:55 pm (UTC)
ндааа. количество прутиков поражает!
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 04:59 pm (UTC)
это еще мало, я даже до заднего вала их не двигала. КОгда рисунок широкий, то создается дефицит места за нитченками. И все прутики плотненько друг к другу укладываются.
[info]karinka_irinka wrote:
Aug. 30th, 2009 05:01 pm (UTC)
этот факт заставляет еще больше ценить наших предков...
[info]olsha5 wrote:
Aug. 30th, 2009 05:02 pm (UTC)
мда, умели красоту создавать, не смотря на ее трудеомкость.
[info]natarts wrote:
Sep. 1st, 2009 08:27 am (UTC)
какая красота!
спасибо за пояснения и за вдохновение!

я пока только учусь ткать на бердо, станок - это следующий шаг
[info]olsha5 wrote:
Sep. 1st, 2009 09:56 am (UTC)
это ж хорошо, шагайте :))
когда будете готовы к этому шагу и появятся вопросы - задавайте.
[info]dzervites wrote:
Sep. 4th, 2009 06:08 pm (UTC)
Исключительно интересно,не встречалась с такой техникой. Спасибо огромное,запомню этот пост.Прекрасная вешь получилась!!!!Извините,столько обещала написать(я все помню)и не нашлось пока времени.В октябре вернемся с хутора(там интернету нет) и буду к вашим услугам.Сшила блузку из сотканного весной.Тоже хочу поэтапно выставить.А пока вот плохонькое фото.


Всего лучшего
[info]olsha5 wrote:
Sep. 4th, 2009 06:26 pm (UTC)
как????? у вас нет браного ткачества???? это одна из известнейших тещник, я задумала еще несколько постов-уроков по ткачеству, но там менее известные техники
[info]dzervites wrote:
Sep. 4th, 2009 07:32 pm (UTC)
Да,немного по другому подобные узоры ткуться, используют только две круглых палочки и одну плоскую,4 рамки-нишкарты и 6 педалей.Но в целом похоже.Но я в этой технике не ткала.
[info]olsha5 wrote:
Sep. 5th, 2009 04:38 am (UTC)
у вас многоремизка?
[info]dzervites wrote:
Sep. 5th, 2009 07:30 am (UTC)
Не поняла что такое многоремизка:(.В наших станках и 6 и 8 рамок с петельками через которые проходят нитки основы.И педалей до 12.Когда нужно прибавляешь,когда не нужно убираешь.Все палки,веревки,а как мудро придумано.Не устаю восхищаться.
[info]olsha5 wrote:
Sep. 5th, 2009 07:36 am (UTC)
у нас все, что заправлено не в 2 нитченки (ремизы, рамки с петельками) называют многоремизкой. То есть 2 ремизы - обычное полотно. А больше ремизок - многоремизка, которая позволяет делать уже более сложные и разнообразные пореплетения.
[info]olsha5 wrote:
Sep. 4th, 2009 06:33 pm (UTC)
как????? у вас нет браного ткачества???? это одна из известнейших техник, я задумала еще несколько постов-уроков по ткачеству, но там менее известные техники.
а рубаха хороша, цвета в ней отличные. А не жаль самотканое резать по круглым линиям? Не пробовали прямой крой?
[info]dzervites wrote:
Sep. 4th, 2009 07:43 pm (UTC)
Спецально под эту выкройку и ткала,а из обрезков сумка получилась.А из остатка еще 2 наволочки.Ни кусочка не пропало(из самой мелочи подушечка для иголок)Края конечно надо было капитально обработать.Нитки сама красила,много оттенков пастэльных.
[info]olsha5 wrote:
Sep. 5th, 2009 04:39 am (UTC)
красивые оттенки, а чем красили?
[info]dzervites wrote:
Sep. 5th, 2009 07:45 am (UTC)
В студии мне присоветовали немецкие краски для ткани DEKA Tesstilfarbe aktuell.Их не надо варить,и просто использовать в домашних условиях.Держится крепко(красила одну юбку,стирала милион раз,вообще не линяет)
[info]olsha5 wrote:
Sep. 5th, 2009 11:29 am (UTC)
поищу и попробую. А у них только пастельные оттенки или насыщенные тоже есть?
[info]dauzh wrote:
Oct. 22nd, 2009 06:43 am (UTC)
Ольга, здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, размеры челнока(утка) с красными нитками. Как думаете, удобны ли такие размеры будут для наматывания на него полос ткани?
[info]olsha5 wrote:
Oct. 22nd, 2009 12:27 pm (UTC)
вообще-то этот челнок мне делали именно для половика. ткань на него отлично наматывается. А заодно я им и нитками тку.
[info]dauzh wrote:
Oct. 23rd, 2009 06:33 am (UTC)
А какие параметры у него: длина и ширина?
[info]olsha5 wrote:
Oct. 23rd, 2009 01:11 pm (UTC)
50*8 см
( 42 comments — Leave a comment )